Наименование головного судна:   СПУТНИК

          Проект:   329

          Тип судна:   Речной пассажирский четырехвинтовой теплоход на подводных крыльях

          Назначение судна:  Скоростные перевозки пассажиров в светлое время суток

          Класс Речного Регистра и район плавания:   «О». Район плавания – реки и водохранилища, с ограничением по высоте волны до 1,3 м.

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   опытный цех ЦКБ по СПК, 1961 год

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «СПУТНИК»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

47,27

          ширина

12

          ширина на миделе

9

          высота с надстройкой

5,55

     Высота габаритная, м

          от основной линии

7,85

          от ВЛ при ходе на крыльях

8,3

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

2,67

          при ходе на крыльях

0,9

     Водоизмещение порожнем, т:

76

     Осадка по корпусу, м

          средняя

1,03

     Водоизмещение полное, т:

110

     Осадка по корпусу, м

          средняя

1,28

     Скорость, км

          максимальная

70

          эксплуатационная

65

     Пассажировместимость, чел

          для транзитных линий

256

          для пригородных линий

300

     Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км

до 800

     Главный двигатель:

     Марка:

М50

     Количество:

4, 2 левой и 2 правой модели

     Максимальная мощность, л:

4x1200

     Эксплуатационная мощность, л:

4х800

     Движитель:

     Тип

гребной винт

     Количество

4, 2 винта левой и 2 винта правой модели

     Число лопастей

5

 

п/п

Название

Строительный номер

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Спутник

 

1961

Горький

300-местный пассажирский теплоход на подводных крыльях (Пр.329) заложен 8 апреля 1960 года в опытном цехе ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово».

 

Газета «Правда» от 12 октября 1961 года:

«Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях «Спутник» - трудовой подарок судостроителей «Красного Сормова» XXII съезду КПСС – прибыл вчера в Москву».

 

Газета «Советская Россия»:

«На причале собралось много народу. Всем хочется увидеть «Спутник». Он действительно прекрасен. Весь светится под лучами солнца».

 

Журнал «Декоративное искусство СССР» о теплоходе «Спутник»: «Он (Р.Е. Алексеев) поставил задачу создать легкое и быстроходное судно, плывущее по воде и одновременно как бы парящее в воздухе. Когда он остановил свой взор на определенной конструкции, сделал все необходимые расчеты, возник образ быстро летящего над водой аппарата, образ чисто технический, но уже с некоторым художественным началом, ибо Р. Алексеев хорошо чувствует красоту вещей. Чтобы в полной мере выявить это начало, развить его, Ростислав Евгеньевич пригласил большую группу художников для совместной работы над проектом «Спутника». Они принимали в ней самое активное участие как соавторы конструкторов и технологов. Такое содружество помогло породнить красоту с техникой, эстетические принципы с функциональными».

 

Теплоход работал на линии Горький – Казань, Казань – Куйбышев.

 

Недостатки теплохода: относительно малая эксплуатационная скорость, повышенная шумность в кормовом салоне (в районе расположения 4 винтов), теснота и неудобство обслуживания машинной установки.

Слабым местом теплохода были главные двигатели М50Ф-3.

При одном неисправном двигателе, из четырех, теплоход на крылья не выходил.

 

В течение 4 лет работал на линиях Горький – Казань и Казань – Куйбышев.

Списан в 1965 году.

В 1983 году установлен в Тольятти в качестве памятника – молодежного центра.

В 2005 году теплоход – памятник «Спутник» подожгли.

Внутренние помещения выгорели полностью.

В 2006 году хозяева вновь покрасили теплоход «Спутник».

 

Чертеж 330–020–5   Общий вид

Фотографии теплохода «Спутник»

Фото1

Фото2

Фото3

Фотографии из журнала:

«Речной Транспорт_1»

«Речной Транспорт_2»

«Речной Транспорт_3»

«Речной Транспорт_4»

Внутренние помещения «Спутника»:

Носовой салон

Средний салон_1

Средний салон_2

Средний салон. Барная стойка

Музей речного флота ВГАВТ:

«Спутник»

Модель «Спутника»_1

Модель «Спутника»_2

Модель «Спутника»_3

Архив Рыбинского Речного училища:

«Спутник» вид с носа

«Спутник» вид с кормы

«Спутник» вид на носовое крыло

Фотографии теплохода «Спутник» в Тольятти

 

Для написания страницы использованы фотографии и данные из:

архива Волжского Объединенного Речного Пароходства;

архивов журналов «Речной Транспорт» и «Судостроение»;

архива Рыбинского Речного Училища;

личной коллекции;

музея Волжской Государственной Академии Водного Транспорта.