Наименование головного судна:   СОРМОВИЧ

          Проект:   1872

          Тип судна:   Опытное пассажирское амфибийное судно на воздушной подушке с двумя винтами, одним вентилятором, с МО, расположенным в корме

          Назначение судна:  Скоростная перевозка пассажиров

          Класс Регистра и район плавания:   « Р »

Район плавания – магистральные и боковые реки с проходом через мелководные и пересыхающие участки; выход на берег для приема и высадки пассажиров

          Автор проекта:   ОГК завода «Красное Сормово»

          Постройка:   завод «Красное Сормово»

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА ТИПА «СОРМОВИЧ»

 

Основные показатели

     Размеры габаритные, м:

          длина

29,2

          ширина

11,33

          высота

7,8

     Водоизмещение судна с полным грузом, т

37

     Осадка при водоизмещении 37 т, м:

          средняя (на 15-м шп.)

0,37

          носом (на 0-м шп.)

0,42

          кормой (на 24-м шп.)

0,34

     Водоизмещение судна порожнем с полными запасами, т:

32

     Осадка при водоизмещении 32 т, м:

          средняя (на 15-м шп.)

0,32

          носом (на 0-м шп.)

0,3

          кормой (на 24-м шп.)

0,33

     Водоизмещение судна порожнем, т:

25,4

     Осадка при водоизмещении 25,4 т, м:

          средняя (на 15-м шп.)

0,26

          носом (на 0-м шп.)

0,22

          кормой (на 24-м шп.)

0,29

     Скорость судна, км

          в тихую погоду при мощности главного двигателя 2000 л

100

          при волне высотой 1,2 м

55 – 60

     Пассажировместимость, чел

50

     Мест для экипажа

3 (в ходовой рубке)

     Площадь воздушной подушки, м²

208

     Давление воздушной подушки, кгс/м²

175

     Высота гибкого ограждения, м

0,8

     Давление, кгс/м²

130

     Диаметр циркуляции при скорости 40 км/ч, м

150

     Автоматизация

Комплексная – управления главными и вспомогательными двигателями

Корпус

     Материал корпуса

Алюминиево-магниевые сплавы АМг6 и АМг61

     Материал надстройки

Алюминиевые сплавы Д16А-Т и Д16А-М

     Система набора

Смешанная: палуба, верхняя часть бортов, купол и поплавки набраны по продольной системе, носовая оконечность корпуса и нижняя часть бортов ресивера – по поперечной

     Размер шпации, мм

1000

Силовая установка

     Турбовинтовой двигатель (главный)

АИ-20К

     Эксплуатационная мощность, л

2000

     Частота вращения ротора, об/мин

12300±90

     Пуск

Автономный, двумя стартер-генераторами СТГ-1-2ТМО-1000 от генератора ГС-24А

     Турбогенератор (вспомогательный)

АИ-8 (газотурбинный двигатель с генератором ГС-24)

     Частота вращения турбины компрессора, об/мин

37000

     Частота вращения турбины генератора, об/мин

26000±2000

     Дистанционное автоматическое управление

электрическое

Движитель

     Воздушный винт

АВ-4, реверсивный

     Количество

2

     Диаметр, м

2,6

     Число лопастей

4

     Материал винта

дюралюминий

     Направление вращения

левое

     Управление регулировкой шага

гидромеханический привод из рулевой рубки

Вентиляционная установка

     Вентилятор (В-51)

Осевой типа ЦАГИ К-06

     Производительность, м³/сек

267

     Давление, кгс/см²

247

     Диаметр колеса, м

3,4

     Шаг лопастей

регулируемый

     Число лопастей

12

     Направление вращения

левое

     Управление регулировкой шага

гидромеханическое из рулевой рубки

     Число лопастей направляющего аппарата

11

     Число лопастей спрямляющего аппарата

11

 

     Боковой вид, продольный разрез, план палубы

 

п/п

Название

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Сормович

1965

Горький

Газотурбоход «Сормович» (строительный номер 1) был построен в 1965 году.

Испытания и доводки судна длились до 1968 года.

 

Спуск «Сормовича» на воду

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8   Фото9   Фото10   Фото11   Фото12

 

Игрушка СВП «Сормович»

 

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6

 

 

Принят из постройки 29.12.1970 года.

 

Приказом ВОРПа №1фл от 04.01.1971 года зачислен на баланс Управления пароходства 01.01.1971 года в группу пассажирского флота и передан на хозяйственное и техническое обслуживание заводу им. 40 годовщины Октября.

 

В 1971 году СВП «Сормович» проходил зимние испытания в районе Телячьих островов. Испытания проводились с целью определения возможности пассажирских перевозок в зимний период.

На случай, если «Сормович» застрянет во льдах, был приготовлен армейский бронетранспортер для эвакуации судна из ледяного затора.

Испытания прошли успешно, но от идеи пассажирских перевозок на СВП зимой отказались.

Не смотря на то, что судно проектировалось с учетом эксплуатации в зимние месяцы, принятие такого решения непонятно. Возможно, это было связано с многочисленными проблемами в доводке судна, либо в практически полностью отсутствующей инфраструктуре речного флота для зимней навигации на реке Волга.

 

К 15 мая 1971 года была оборудована на берегу временная площадка с деревянным и металлическим покрытием для стоянки судна и профилактических осмотров гибкого ограждения.

 

В 1971 году, после успешных испытаний при поддержке Волжского речного пароходства, СВП «Сормович» был поставлен на экспериментальную пассажирскую линию Горький – Чебоксары, протяженностью 274 километра по реке Волга.

 

Экипаж «Сормовича» был укомплектован квалифицированными специалистами из комсостава скоростных судок.

 

Несмотря на возлагавшиеся на него большие ожидания, «Сормович» эксплуатировался на этой линии в течение двух лет – с 1971 по 1972 год.

 

С 19 по 30 августа 1972 года был выведен на холодный отстой в связи с ремонтом силовой установки.

 

С 6 сентября 1972 года был поставлен на зимний отстой.

 

Начал работать в навигацию 1973 года, но в связи с производственной необходимостью был поставлен на холодный отстой с 27.06.1973 года (Приказ ВОРПа №43фл от 27.06.1973 года).

 

Приказом начальника ВОРПа К.К. Короткова №73фл от 30.08.1973 года «Об изменениях в списках флота»

ПРИКАЗЫВАЮ:

В связи с полным выполнением программы опытной эксплуатации СВП «Сормович», а также учитывая выработку моторесурса главным двигателем, вспомогательным турбогенератором, электрической аппаратурой, силовой трансмиссией вентилятора и воздушных винтов и многочисленных дефектов корпуса, считать пассажирские перевозки на данном судне невозможными – исключить СВП «Сормович» из группы рабочего ядра транспортного пассажирского флота ВОРП (техобслуживание ССРЗ им. 40 годовщины Октября) и поставить на ответственное хранение в завод им. 40 годовщины Октября.

 

За время эксплуатации СВП перевез более 6000 пассажиров.

Основная причина, по которой отказались от «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками. Есть также версия, что причиной вывода «Сормовича» из эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне.

 

После вывода из эксплуатации, в 1974 году, судно  находилось на базе в Чкаловске.

 

Приказом ВОРПа №32фл от 09.06.1978 года «Об изменении в балансовом списке флота» пассажирский газотурбоход «Сормович» был исключен из списков флота пароходства и ликвидирован путем разборки.

 

 

04.05.17   Добавлена информация по СВП «Сормович».