Наименование головного судна:   ЧАЙКА

          Проект:   1705

          Тип судна:   Речной пассажирский теплоход на подводных крыльях

          Назначение судна:  Скоростные перевозки пассажиров на пригородных и местных линиях

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   ССЗ «Красное Сормово»

          Год постройки:   1962

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ  СУДНА  НА  ПОДВОДНЫХ  КРЫЛЬЯХ  «ЧАЙКА»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

26,3

          ширина

3,8

          ширина корпуса

2,6

          высота корпуса

2,5

          высота от нижней кромки носового руля

4,2

          высота от основной линии

3,54

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

1,1

          на крыльях

около 0,3

     Осадка корпуса при водоизмещении порожнем, м:

          средняя

0,4

          носом

0,27

          кормой

0,52

     Осадка корпуса при полном водоизмещении, м:

          средняя

0,5

          носом

0,37

          кормой

0,52

     Водоизмещение порожнем, т:

9,94

     Водоизмещение полное, т:

14,26

     Скорость хода, км/ч:

          максимальная

97

          эксплуатационная при мощности 900 л.с.

86

     Пассажировместимость, чел:

30

     Дальность плавания, км:

500

     Главный двигатель:

     Марка:

М50Ф-3 (правый)

     Количество:

1

     Максимальная мощность, л:

1х1200

     Движитель основной:

     Тип

водомет

     Количество

1

 

КОНСТРУКЦИЯ  И  РЕЗУЛЬТАТЫ  ЭКСПЛУАТАЦИИ

СУДНА  НА  ПОДВОДНЫХ  КРЫЛЬЯХ  «ЧАЙКА»

 

 

Инж. И.И. Ерлыкин

 

     Корпус теплохода «Чайка» имеет остроскулые обводы с заостренной носовой и округлой кормовой оконечностями. Все корпусные конструкции выполнены из алюминиевых сплавов на заклепках, сварка применена только в кормовой оконечности. Система набора продольная с навесными шпангоутами.

     Корпус разбит на три отсека, разделенных тамбурами с посадочными площадками.

     В носовом отсеке находится ходовая рубка с пультом управления судном и двигателем. Широкие панорамные окна обеспечивают водителю хороший обзор по курсу. В среднем салоне расположен пассажирский салон с тридцатью мягкими креслами. В носовой части имеется выход на посадочную площадку, в кормовой – на верхнюю палубу. Посадка пассажиров может производиться, в зависимости от высоты дебаркадера, через носовую посадочную площадку или с палубы.

     Салон оборудован естественной и искусственной вентиляцией. Внутренняя отделка салона выполнена из павинола светлых тонов.

     Машинное отделение с топливной цистерной расположено в кормовом отсеке. Такая планирока позволила уменьшить шум в пассажирском салоне.

     Стреловидное носовое и прямое в плане кормовое крылья крепятся к корпусу на фланцах тремя стойками (для кормового крыла средней опорой служит корпус водозаборной трубы движителя).

     Плоскости крыльев и стойки сварной конструкции выполнены из алюминиевого сплава.

Водометная установка теплохода представляет собой сочетание водозаборной трубы, двухступенчатого насоса, соплового аппарата и реверсивно-рулевого устройства.

     Забор воды для создания пропульсивной тяги осуществляется через прямоугольное в плане водозаборное отверстие, расположенное в районе кормового крыла; выброс реактивной струи происходит за кормой судна  выше поверхности воды.

     В качестве рабочего органа, создающего пропульсивную тягу, использован двухступенчатый осевой насос.

     Для раскручивания потока между первой и второй ступенями рабочих роторов установлено спрямляющее устройство, имеющее 12 лопаток.

     В первоначальном варианте все детали водометной установки, за исключением вала и рабочих роторов, были выполнены из алюминиевых сплавов. Однако испытания показали, что такая конструкция не обладает необходимой прочностью и кавитационной стойкостью. В дальнейшем алюминиевые сплавы были оставлены для водозаборника и обтекателя, а корпус насоса, роторы и сопловый аппарат были изготовлены из нержавеющей стали. Новый вариант движителя значительно повысил эксплуатационную надежность судна.

     Результаты скоростных испытаний показали, что принятые элементы и конструкция водометного движителя при распологаемой мощности обеспечивают теплоходу все режимы движения, включая и ход на крыльях при волнении высотой до 0,5 м.

     На «Чайке» в качестве главного двигателя установлен дизель максимальной мощностью 1200 л.с. при 1850 об/ мин и эксплуатационной мощностью 900 л.с. при 1650 об/мин. Соответственно максимальная скорость хода судна, как уже отмечалось, составляет 97 км/час, а эксплуатационная 86 км/час.

     Теплоход имеет устойчивый ход на крыльях при числе оборотов главного двигателя 1500 об/мин, скорость его хода в этом случае равна 67 км/час. Дистанционное управление главным двигателем осуществляется из ходовой рубки.

     Теплоход «Чайка» оборудован двумя системами рулевых устройств с дистанционным управлением из ходовой рубки: носовым рулем, установленным на диаметральной стойке носового крыла, и реверсивно-рулевым устройством, навешенным на корпус водометной установки.

     Реверсивно-рулевое устройство выполнено в виде парных рулей шарнирно закрепленных на сопловом аппарате водомета. Система привода обеспечивает их совместный поворот как на один борт, так и к диаметральной плоскости. При повороте рулей на один борт устройство обеспечивает судну управляемость на переднем ходу, при повороте к диаметральной плоскости рули изменяют направление реактивной струи на обратное, благодаря чему осуществляется реверс и обеспечивается управляемость на заднем ходу.

     Оба устройства имеют независимые системы управления, водитель может пользоваться для управления судном этими устройствами как совместно, так и раздельно.

     Как показали испытания, на эксплуатационных скоростях хода эффективнее управлять судном с помощью носового руля, при движении малыми ходами – реверсивно-рулевым устройством. При движении теплохода в водоизмещающем положении передним и задним ходами реверсивно-рулевое устройство позволяет осуществлять поворот с любым радиусом циркуляции вплоть до нулевого. С увеличением скорости хода диаметр и время циркуляции возрастают: при числе оборотов двигателя 1400 об/мин диаметр циркуляции равен 20 длинам корпуса, а время - 2 мин. 58 сек., при 1650 об/мин диаметр циркуляции достигает 50 длин корпуса, а время - 5 мин. 38сек.

Инерционные качества теплохода оценивались длиной свободного выбега судна без включения реверсивно-рулевого устройства: судно движется по инерции 45 сек. и проходит за это  время путь 220 м. При перекладке носового руля с борта на борт на угол 5° время и путь движения по инерции сокращаются соответственно до 110 м и 13.8 сек.

     Остойчивость судна обследовалась замером изменения заданного статического угла крена при различных скоростях хода. При заданном статическом угле крена θ = 4°12' теплоход выходил на крылья при перекладке носового руля на 4° на борт, противоположный накрененному, крен при выходе на крылья уменьшался до 3°; при заданном угле крена θ = 2°42’ крен при движении теплохода на эксплуатационной скорости хода не превышал 30’.

     Эксплуатация судов типа «Чайка» будет экономически целесообразной:

1) на больших реках и притоках, где гарантированные глубины не превышают 1,4-1,6 м. т. е. там, где исключается использование судов типа «Ракета» и «Метеор», имеющих осадку 1,8 и более

метров;

2) на всех пассажирских линиях, где теплоходы типа «Ракета» и «Метеор» в светлое время суток не смогут выполнить одного полного рейса, т на линиях протяженностью 700-900 км;

3) на пассажирских линиях с небольшим объемом пассажирских перевозок;

4) на пригородных линиях, где быстроходность «Чайки» обеспечит высокую оборачиваемость судна.

 

Выводы

 

1. Результаты испытаний и опытной эксплуатации теплохода «Чайка» подтверждают целесообразность применения для быстроходных судов водометных движителей.

2. Использование водометного движителя позволяет увеличить эксплуатационную надежность судов на подводных крыльях, уменьшить их габаритную осадку и, соответственно, расширить районы эксплуатации.

3. Достигнутое пропульсивное качество теплохода Кη=4,28 при относительной скорости FrV=5.52 свидетельствуют о высокой гидродинамической эффективности судов на подводных крыльях с водометным движителем, которая может быть повышена при их дальнейшем совершенствовании.

4. Для движения быстроходных речных судов на подводных крыльях по извилистому фарватеру требуются высокоэффективные рулевые устройства.

Суда типа «Чайка» найдут широкое применение на водных магистралях страны и особенно на реках Сибири и Дальнего Востока.

 

По материалам журнала Судостроение 4/1964

 

     Чертеж 1705-050-4. Общий вид

     Чертеж 1705-020-5. Общее расположение

     Теоретический чертеж 1705-021-1А

 

п/п

Название

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Чайка

10.1962

Горький

Технический проект «Чайки» был выполнен в 1961 году по техническому заданию, рассмотренному секцией Технического совета Минречфлота в январе 1961 года.

Строительство теплохода на подводных крыльях «Чайка» осуществлялось полностью в экспериментальном цехе ЦКБ.

Теплоход был построен в октябре 1962 года.

В 1963 году проводились следующие испытания теплохода «Чайка»:

- испытания водомета газотурбохода «Буревестник»;

- проведение натурных гидродинамических испытаний корпуса проектировавшегося Корабля-Макета.

Во время испытаний были выявлены недостатки:

- в прочности водомета (лопаточная машина требовала доводки по ресурсу);

- в стабильности хода теплохода на мелком волнении;

- в маневренности для эксплуатации на боковых реках.

В связи с вышеперечисленными недостатками теплоход «Чайка» не был рекомендован к серийному производству.

В 1965 году теплоход был принят на баланс ВОРПа.

Использовался как служебно-разъездное судно руководства Волжского Объединенного Речного Пароходства.

Списан Приказом ВОРПа №49фл от 02.07.1982 года.

Фото1 (спуск на воду)   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8